Рождественские чтения: Поклонение пастухов (Лк. 2:8-20)

Картинки по запросу поклонение пастухов джорджоне
Джорджоне. Поклонение пастухов

В преддверии светлого праздника Рождества Христова предлагаем Вашему вниманию ряд материалов, посвящённых толкованию этого события в Святом Евангелии. Возможно, Вам будет интересно взглянуть на привычные евангельские тексты новым, более глубоким взором, когда многие детали открываются, а мелочи, на которые раньше не обращалось наше внимание, оказываются очень важными и существенными. Эта статья рассказывает о тех, кто первыми узнал о родившемся Спасителе – пастухах.

Лк.2:8. «В той стране»: около Вифлеема именно (ср. ст. Лк.2:15-16) – «Содержали ночную стражу» и пр.: на ночь не всегда загоняли пасшийся скот в изгороди, а оставляли иногда на пастбище, если погода была благоприятна и не предвиделось особой опасности от диких зверей или людей злых; особенно так бывало со стадами, пасшимися на полях, а не на горах; в последнем случае было более опасности от диких зверей и стада чаще загонялись на ночлег, а в первом случае чаще оставались в поле. При этом пастухи стерегли стадо, бодрствуя ночь. Так было и при рождении Спасителя. – Это было, по нашему, в конце декабря – зимой. Но в Палестине это время иногда бывает так хорошо относительно погоды, что в благоприятный год после плодотворных дождей начинают цвести цветы, поля и луга снова покрываются травой и пастухи пасут уже свое стадо, как и в другие времена года.
Лк.2:9. «Слава Господня»: вероятно особенное чрезвычайное явление славы Божией в виде света, светлого облака, или чего подобного во всяком случае сияющего (ср. Лк.9:31. Деян.22:11. 1Кор.15:41). – «Убоялись страхом»: страх очень естественный у этих бедных людей, одних, среди ночи, при виде небесного вестника и при сильном, внезапном, чудесном осиянии.
Лк.2:10-12. «Не бойтесь, ибо» и пр.: ср. Лк.1:13-14. – «Всем людям» – собственно всему народу (παντὶ τῶλαῶ), т. е. Израильскому (ср. ст. Лк.2:31-32), а через него уже и всему человечеству, всем людям. – «Спаситель»: ср. Лк.1:68, 71. Мф.1:21. – «Xристос», т. е. Мессия; «Господь»: этим именем назывался будущий Мессия еще в Ветхом Завете (ср. Лк.23:2. Деян.2:26). – «И вот вам знак» и пр.: так иногда не просящие знамения для удостоверения в чем-либо получают такое для большего утверждения в вере (как и дева Мария, ст. Лк.2:36), а просящие знамения не получают такового за неверие и еще наказываются, как Захария. – Самый «знак» – вполне удовлетворительный для простоты веры пастухов. В этом простом Младенце в яслях их вера должна была видеть Мессию Израилева, и они уверовали, и вера их не была поколеблена кажущимся уничижением Царя Израилева (ст. Лк.2:20).
Лк.2:13. «Внезапно»: неожиданно для пастырей, в то время, когда они выслушивали речь Ангела о рождении Мессии. – «Многочисленное воинство небесное»: т. е. целый сонм Ангелов, которые в священных книгах нередко представляются под образом воинства, окружающего Царя своего небесного (ср. 3Цар.22:19. Дан.7:10. 2Пар.18:18. Пс.103:21, 148:2. Откр. 19и др.).
Лк.2:14. «Слава в вышних Богу»: да будет слава Богу, по связи речи и по обстоятельствам – слава за великое дело искупления людей. Домостроительство искупления человечества составляет величайшую славу Бога, являя Его любовь, Его милосердие, Его благостное снисхождение к людям; и за это должны славословить Его небо и земля, ангелы и люди. – «В вышних»: т. е. или в вышних – на небесах, являющему свое особенное присутствие и славу Богу (да будет слава), или – да будет Ему слава особенно на небесах, среди небожителей, радующихся об искуплении человечества (ср. Феофил.).– «На земле мир»: Искупитель со своим Евангелием принес на землю мир, который и даровал особенно сначала апостолам, а через них и всем истинным последователям своим (Ин.14:37, 13:34-35), почему еще в Ветхом Завете он представлялся как «князь мира», или миролюбивый и миротворный царь (Ис.9:6). Это – мир особенный, не такой как дает мир (Ин.14:37), мир людей святых или искупленных от греха. Грешники не имеют мира ни с Богом, ни между собой (Ис.48:22), а бывающий мир между ними есть вражда против Бога. Господь Иисус принес мир людям – 1) примиряя мир с Богом своей крестной смертью; 2) побуждая грешного человека оставить свою вражду на Бога и предать свою буйную волю воле Божией, что дает душе его мир, превосходящий всякий ум; научая людей прощать оскорбления ближнему своему, благожелать ему, чем лучше всего восстановляется нарушенный мир; побуждая человека изгонять из сердца своего все страсти, нарушающие мир между людьми, – зависть, гордость, своекорыстие и пр.; 5) распространяя между всеми народами начала любви – основной догмат христианской жизни, и таким образом проповедуя мир всеобщий. Если между последователями Христовыми не бывает иногда мира, даже между целыми народами, то это противно закону евангельскому и происходит от страстей человеческих, которые вполне не может истребить и Евангелие, когда того не хотят сами люди, и в этом не виновно Евангелие, а виновны сами люди, нарушающие основную заповедь евангельскую из-за своих греховных стремлений. – «В человеках благоволение», или благоволение к человекам. Искупление проявило всю великость Божия благоволение и Божией любви к людям, и потому дело искупления всюду в священном Писании представляется как дело величайшей неизреченной любви Св. Бога к грешному человеку (Ин.3:16. Еф.5:2. 1Ин.4, Откр.1 и др.) Святой может благоволить к грешнику человеку лишь потому, что смотрит на него не на самого в себе, а во Христе – Сыне своем Искупителе, в котором и представляется человек очищенным от грехов своих и святым.
Лк.2:15-19. «Пастухи сказали» и пр.: речь, выражающая не сомнение их, а покорность веры. Как видно из всего рассказа, пастухи были люди благочестивые, чаявшие явления в мир Спасителя, а потому, при первой вести о Нем, несомнительно «поспешают» туда, куда указал им Ангел, нашли все так, как им было возвещено, и не соблазнились уничижением давно ожидаемого всеми царя Израилева. – «Все слышавшие»: из этого видно, что по крайней мере это уже время, кроме святого семейства, на месте рождения спасителя мира были уже и другие, может быть ближние или родственники их, пришедшие помочь им в том, в чем могла быть полезна им человеческая помощь. – «Дивились»: опять то же чувство, какое бывает в людях при слухе о необычайных событиях жизни, – чувство удивления. – «А Мария сохраняла» и пр – Мать Младенца уже не удивлялась необычайным рассказам, зная уже тайну совершившегося с Ней, а «сохраняла», запоминала слыщимое и размышляла об этом. Из этого, как и Лк.1:20, 2видно, что Дева Мария в высокой степени обладала теми свойствами или качествами душевными, которые по апостолу составляют драгоценное в глазах Божиих украшение женщины, это – «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1Пет.3:4). И ум, и сердце, и память соединились здесь для покорного служения глубокой вере.
Лк.2:20. «И возвратились пастухи»: к своим стадам. Прекрасный пример благочестивой верности своему делу. Необычайность события не отклонила их от их обычных занятий; удовлетворив чувству веры и благочестия, они снова возвращаются к своим обычным занятиям и еще с более добрым настроением духа, славя и хваля Бога.

епископ Михаил (Лузин)

Просмотров: 23

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.